Необыкновенный концерт

МолодЁж вряд ли смотрела м наверно не будет. Ну и по фиг. Ностальжи.

Необыкновенный концерт — пародийно-сатирический спектакль театра кукол им. Сергея Образцова. Одноимённый фильм со спектаклем снят в 1972 году.

История спектакля

Ещё в 1939 году Александр Введенский принёс в театр Образцова свою кукольную пьесу для взрослых «Концерт-варьете».

Пьеса по просьбе Образцова была переработана для детей и представляла собой пародию на популярные концертные программы и исполнителей тех лет, а действующими лицами в ней были животные. Однако постановку отложили, затем началась война, и пьеса Введенского так и осталась лежать в архиве театра. Между пьесой Введенского и созданным позже «Необыкновенным концертом» можно найти много перекличек по стилю, настроению, характеру драматургии, пародируемым жанрам.

Работа над новым спектаклем началась уже весной 1944 года. Почти год продумывалась пьеса, осенью 1945 года были готовы первые эскизы кукол, затем начались репетиции. Один из режиссёров спектакля, В. А. Кусов, вряд ли знавший о пьесе Введенского, вспоминал, что сценарий спектакля складывался постепенно по принципу театрального «капустника». Спектакль, составленный как смешная пародия на стандартные приёмы и стереотипы множества тогдашних эстрадных концертов, так и назвали — «Обыкновенный концерт»; премьера состоялась 19 июня 1946 года[1][2]. Постановка имела огромный зрительский успех, но через три года чиновники от культуры спектакль запретили. Пьесу, в которой не было положительного героя, обвинили в «очернительстве советской эстрады». Образцов нашёл выход из положения, введя в спектакль «положительного персонажа»: он сам решил вести концерт. По настоянию чиновников из программы были изъяты ещё несколько номеров (пародия на «буржуазный» джаз, «трафаретная» обезличенная хоровая капелла, в которой узнавали хор Свешникова, и пр.), и оставшихся пять-шесть кукольных номеров хватило лишь на одно (второе) отделение, которое было названо «Концерт кукол», а в первом отделении Образцов исполнял свой сольный концерт.

В 1968 году в новой редакции спектакля возродился полный концерт. Образцов изменил его первоначальное название на «Необыкновенный концерт». При этом ему удалось сохранить неизменной всю программу, в том числе блестящие реплики конферансье, которые произносил Зиновий Гердт, искрометный юмор и сатирические образы всех персонажей[3]. Премьера второй редакции состоялась 26 марта 1968 года[2].

«Необыкновенный концерт» стал самым известным в мире русским кукольным представлением XX века[1], был сыгран более 10 тысяч раз и вошёл в Книгу рекордов Гиннесса. Спектакль идёт на сцене Театра кукол и в настоящее время[2].

Сюжет

Спектакль представляет собой пародию на различные жанры искусства, обычно входящие в сборный концерт:

хоровое пение (торжественная кантата «Витамин» в исполнении хора аптекоуправления),

камерная музыка (виолончелист-виртуоз Аполлон Аполлонович Переделкин - мастер «улучшения классики», певица Вероника Несмыкальская),

опера (пародийная ария в исполнении «певца итальянской школы Сидора Сидоровича Сидорова-Сидорини»),

оперетта (сцена и дуэт из оперетты «Букет моей бабушки»),

авангардная музыка (квантомузыкальная композиция «Мироощущения» в исполнении квинтета «Балябадалям-69»),

цирковые номера (фокусник Тархун ибн Абракадабра и его помощница Шахерезада Степановна, укротитель Эврипид Самохин, дрессировщица «Стелла Свисс - урожденная Степанида Свистунова»), бальные и эстрадные танцы (танго, чечетка), цыганские романсы («цыганский хор Заполярной филармонии под управлением Паши Пашина»),

зарубежная эстрада (французская певица Мари Жють — аллюзия на Жюльетт Греко, латиноамериканское трио «Лос Самомучос»),

конферансье (Эдуард Апломбов).

Этот раздел не завершён.

Вы поможете проекту, исправив и дополнив его.

Необыкновенный концерт в Викицитатнике

В ролях

Зиновий Гердт

Семён Самодур

Ева Синельникова

Роберт Ляпидевский

Михаил Петров

Ирина Мазинг

Наталья Самошина

Галина Бадич

Надежда Ивардава

Вера Анисимова

Лелия Кусова

Н. Дубко

Наталья Меркулова

Л. Разоренова

Евгения Рубановская

Екатерина Сипавина

Лариса Светлова

Константин Гуркин

Владимир Кусов

Аркадий Минаков

Роман Богомольный

Григорий Толчинский

Екатерина Деревщикова

Л. Очеретянский

М. Игнатов

Реплики конферансье Эдуарда Апломбова

Конферансье. Слово это, к сожалению, до сих пор не русское, слово это зарубежное. Оттуда. Кстати, о Западе. С удовлетворением могу отметить, что Запад успешно загнивает. Но не будем на этом останавливаться, это, в конце концов, их нравы.

Мы с вами живем в эпоху деревянных реек, стекла и бетона. Вот почему на этой сцене столько деревянных реек, вот почему в нашем юморе столько бетона. Это я шучу, это была тонкая, элегантная шутка.

Ибо кто из нас не любит, придя домой после радостного трудового дня на службе, уединиться и попеть хором!

Будьте любезны, сообразите мне рояльчик, Семен Иваныч, пожалуйста. А-а, Семен Иваныч, если вам нетрудно, не откажите в любезности — присовокупите стульчик, пожалуйста.

У виолончели, следовательно, автор, у рояля Виктор Терпеливых, у меня дома... жена! Это я сострил, вы понимаете.

Выступает мастер голосовых связок — Вероника Несмыкальская!

Семен Иваныч, будьте любезны, дорогой, ликвидируйте рояльчик, пожалуйста.

Извечный треугольник, состоящий из мужчины и женщины...

Не каждый из нас, между прочим, может заниматься сложным вокальным искусством. Для этого требуется известный навык и огромная уверенность в себе! Если при этом есть еще и голос, это идет только на плюс мастеру вокала.

Сидоров-Сидорини с огромным успехом пел в Милане, наискосок от «Ла Скала».

Итак, у вокала Сидор Сидорович Сидоров-Сидорини, у рояля — то же, что было и раньше.

Семен Иванович, будьте любезны, увезите этот сумасшедший инструмент.

Как мы с вами условились вначале, друзья мои, вы сегодня зрители, я сегодня конферансье. Вы сюда пришли отдохнуть, развлечься. Моя же задача состоит в том, чтобы в тонкой, умелой, тактичной форме поднять ваш культурный уровень так, чтобы ни вы, ни ваши близкие этого не заметили.

Ковры, пальмы и атмосфера полного взаимопонимания — из ресторана «Метрополь».

Поскольку наш концерт является как бы конгломератом искусств... м-да... Знаете, честно говоря, меня все время волнует вопрос, не слишком ли я культурен для вас. Не слишком? Очень приятно.

Насчет платочка вы не забыли? Спасибо, спасибо, большое спасибо. Фокусников много, мой дорогой...

Итак, чечетка. Выступают мастера, которых поистине следует назвать мыслителями нижних конечностей, братья Баклушины!

Предупреждаю, друзья, предупреждаю: дикие звери работают в изолированной от публики клетке, что обеспечивает им полную безопасность.

Она [Мари Жють] поет о любви, только о любви в рамках культурного обмена. Ее пение — это страдание, страдание не в смысле «я страдала, страданула», нет! А в смысле «лямур», «тужур», «бонжур».

Помните горьковские слова: «Человек — это звучит!»

Из номеров

Оперетка «Букет моей бабушки»

— Если я не найду свой кумир, брошу мир и уйду в мо-нас-тыр! Девочки!

— Что?!

— За мной!

— Куда?!

— В монастыр!!!

Выступление фокусника Тархуна ибн Абракадабра

— Шахерезада Степановна!

— Я готова.

— Тахр, махр, шухр!

Выступление дрессировщицы Стеллы Свис (Степаниды Свистуновой)

Коко, силянс! Силянс! Молчи, чёрт!

Выступление хоровой капеллы

Лишь тот, кто витамины пьет, до самой смерти доживет!

Выступление цыганского хора

А ну, ходи веселей, курносенький! Молодой, холостой, незарегистрированный!

Выступление авангардного оркестра «Балябадалям-69» (реплики дирижера)

Послушайте кванто-музыкальную конструкцию в трёх частях под названием «Мироосчюсчение». Часть первая. «Роздумья».

Завершающее монкондо белиссимо сюсюррандо водобачкового инструмента. *** Финал-апофеоз, который завершается откровенным авторским ультимокредо, выраженном тонко и нежно в монкондопианисимосюсюрандо водобачкового инструмента

В конце второй части возникает аллегро фуриозо барбаро — диковизжащий вопль домашнего существа.

Источник ➝