Последние комментарии

  • Igor Galiev24 мая, 16:45
    Есть хорошие "гибриды". Группа Файв - Everybody Get Up.   Эйрсмит -RUN-DMC  Walk This Way.Что круче РЭП или РОК
  • Igor Galiev24 мая, 16:27
    Уитни Хьюстон была вне конкуренции.Классная песня Run to you.КРАСИВЫЕ ЖЕНСКИЕ ПЕСНИ, которые лучше не забывать...
  • Homo Sapiens24 мая, 13:10
    рэп или рок?! -Попса! Попса -- вот что действительно круто! А рок и рэп -- говнище! А Ротару и Алсу -- величайшие арт...Что круче РЭП или РОК

35 лет знаменитой песенке «Город древний» Александра Новикова, посвященной Уральской столице

В этом году исполняется 35 лет знаменитой песенке «Город древний» Александра Новикова, посвященной Уральской столице.  Вообще-то, считается, что магнитоальбом «Вези меня, извозчик» стал доступен публике в мае 1984. Но это была не первая попытка. В 1983, в середине года, вышла запись группы Новикова «Рок-полигон» неоволновой тематики, а в конце того же года, практически тем же составом музыкантов, в домашних условиях,  записан и первый вариант приблатненных песен.

Туда вошел «костяк» будущего «Извозчика» - 9 первых песен.  Эта запись не предполагалась к тиражированию, поэтому известна не сильно. 

Весной 1984 в ДК Уралмаша был записан окончательный вариант магнитоальбома.

Иногда пишут, что обе записи идентичны, просто в более поздней скорость выше на 10%. Магнитоальбом действительно был «ускорен» при тиражировании (возможно, для того, чтобы альбом целиком помещался на 60-минутную кассету), но, все же, альбомы 1983 и 1984 годов различаются не только количеством песен (во втором варианте их вдвое больше) и скоростью воспроизведения, но и деталями аранжировок, и немного – текстами (в частности, в «Городе древнем» заменена особо «крамольная» строка про Свердлова).

 

Потом Саша тянул срок за спекуляцию радиоаппаратурой.

В 1991, после отсидки, Александр перезаписал «Извозчика» в третий раз, уже официально и в условиях профессиональной студии. Эта запись из 9 песен вышла на виниле в 1991 и на CD в 1993.

 

Таким образом, имеется три варианта студийной записи «Города древнего». В концертах (в т.ч., вышедших на носителях) песню Новиков исполняет регулярно, если не постоянно.

Вообще-то, Александра Новикова я уважаю – за то, что он поет стихи под музыку, а не набор слов под готовый штамп из стандартных образцов музыкального софта.  Но из всего его творчества мне лично симпатичен только первый магнитоальбом.

Люблю я и Ё-бург – замечательный город с замечательным гостеприимным населением. Причем настолько гостеприимным, что из всех достопримечательностей города мне обычно удается увидеть только аэропорт, дорогу до офиса и… все. Дальше начинается гостеприимство, отказаться от которого невозможно (да и не очень-то хочется).

Но историю города я почти что знаю – из песенки Новикова, за что ему большое человеческое спасибо :)

Итак, о чем нам поведал Новиков в песне «Город древний»? Меня всегда удивляла способность Новикова вместить в 4-минутную песенку целый город, вместе с его историей, пусть и очень схематичной. Это вам не "Москва, звенят колокола"...

Город древний, город длинный

 

Древний  – понятие очень широкое.  Для кого-то и эпоха динозавров не древность, а для кого-то и XX век – старина глубокая. Екатеринбург был основан в 1723 году, так что истина где-то рядом. Почему длинный? Возможно, Новиков имел в виду долгую историю города. Впрочем, Екатеринбург географически  и впрямь слегка как бы «вытянут» с севера на юг (а Свердловск был немного еще более «вытянутым» в середине 80х). Может, и это рассуждение имело место при создании текста.

Имярек Екатерины (некоторые балбесы поют  «минарет» - ?! - Екатерины).

 

Город основан Петром I как железоделательный (по-современному – металлургический) завод. Вокруг завода была возведена крепость для защиты от басурман, которую Петр назвал в честь собственной супруги, будущей императрицы Екатерины I, Екатерининской заводом-крепостью. Сразу после смерти Петра крепость поимела современное название. Статус города Екатеринбург получил в период правления Екатерины II.

Даже свод тюрьмы старинной
Здесь положен буквой "Е"

 

В 1828 в Екатеринбурге была основана пересыльная тюрьма («Тюремный замок»), которая позже, в СССР, получила в среде зека наименование «Свердловского централа».  С тех пор назначение практически не изменилось: сейчас это СИЗО №1 на улице Репина, практически в центре города, совсем недалеко от мэрии (если что – мэру далеко ехать не придется).  Изначально, корпуса тюрьмы действительно напоминали с высоты букву "Е", но впоследствии тюрьма дополнялась неоднократно новыми корпусами, и сейчас "Е" составляет только часть общего тюремного ансамбля.

Здесь сидел подпольщик Яшка (первый, малоизвестный вариант песни)

Здесь от веку было тяжко (основной вариант)

 

В первый вариант песни вкралась ошибка. Подпольщик Яшка (Яков Свердлов), хоть и возглавлял во время Первой русской революции (1905) Екатеринбургский Совет рабочих депутатов, но в Екатеринбурге не сидел, предпочитая Пермь, Томск и иные города.  Чуть позже, при перезаписи песни «набело»,  Новиков заменил эту строку на  общеизвестный вариант – то ли узнав о несоответствии исторической правде, то ли из-за нежелания иметь проблемы с непочтительным обращением к имени пламенного революционера.

Здесь пришили Николашку

 

Царь Николай II, его семья и свита, арестованные большевиками, были расстреляны в Екатеринбурге, в особняке Ипатьева, в 1918.  В 1975 особняк был снесен, а в 2003 на его месте построен официозный «Храм на крови». Любопытно, что храм стоит на улице имени большевика Н.Г.Толмачева, в окружении улиц Карла Либкнехта и Клары Цеткин.

И любая помнит башня
О Демидовской семье.

 

Семья промышленников и землевладельцев Демидовых – династия, основанная Никитой Демидычем Антюфеевым (позже – Никита Демидов) при поддержке Петра I, и сошедшая на нет в послереволюционные годы. Последний представитель рода Демидовых в России умер в 2003, не оставив потомства. Хотя из всей семьи собственно в Екатеринбурге, из знаменитых представителей рода, некоторое время постоянно проживали только два представителя династии, все Демидовы охотно жертвовали средства на благотворительность, в  т.ч., естественно, и на Екатеринбургские строения.

Мостовые здесь видали
Марш побед и звон кандальный.
Жены верные рыдали,
Шли на каторгу вослед.

 

Через Екатеринбург до революции (да и после нее) пролегали пути каторжан и арестантов – далее в Сибирь.

И фальшивые монеты
Здесь Демидов шлепал где-то
И, играючи, за это
Покупал весь белый свет.

 

Речь идет об одном из представителей упомянутого выше рода – Акинфии Демидове, сыне основателя династии. Во времена «дворцовых смут» XVIII века,  в построенной Акинфием Никитичем Невьянской башне (сохранилась до наших дней), существовал тайный монетный двор, чеканивший контрафактные серебряные рубли (а может быть, и иностранные монеты).  Считается, что фальшивомонетчество весьма помогло Акинфию Никитичу построить более двух десятков новых металлургических заводов на Урале. Точному исчислению «рубли Демидова» не поддаются – ввиду их полной идентичности официальным монетам того времени, но «нашлепано» их было очень много.

Гнил народ, в каменоломнях,
Из убогих и бездомных.

 

Каменоломни Екатеринбурга появились раньше самого города: для устройства фундаментов и последующего строительства Екатерининского железоделательного завода использовались местные материалы – гранит, сланец, песчаник. Каменоломнями также позже называли шахты для добычи поделочных и драгоценных минералов, рудные копи и т.п. Ввиду очень тяжелых условий труда, в каменоломнях трудились, в основном, крепостные и люмпены.

Хоронясь в местах укромных,
С кистенями под полой,
Конокрады, казнокрады -
Все купцам приезжим рады -
Всех мастей стекались гады,
Как на мед пчелиный рой.

В середине XVIII века, в связи с неустойчивой властью в центре России, с одной стороны, и бурным экономическим развитием региона, с другой, - Екатеринбург стал средоточием «криминального элемента». Воровали все – от высоких чинов до низших сословий, и всё – что плохо и хорошо лежало. Положение усугублялось наводнением окрестностей города беглыми крепостными, арестантами и каторжанами. На улицы города, по воспоминаниям современников,  было страшно выходить не только ночью, но и днем.  Положение несколько изменилось только к концу века. Примерно та же ситуация сложилась в городе в 90х годах XX века, впрочем, не только в «уральской» столице, но и в центральной, и в северной.

Камнерезы жали славу
И, вдыхаючи отраву,
Подгоняли под оправу
Ядовитый змеевик.

 

Змеевик (научное название серпентинит) – сравнительно дешевый декоративный поделочный минерал. В России самые большие месторождения змеевика – на Урале и Кавказе. Минерал применяется для отделки помещений и производства недорогих украшений. В средних веках камень считался ядовитым (возможно, из-за того, что некоторые разновидности серпентинита имеет характерный яркий желто-зеленый «ядовитый» цвет с прожилками, напоминающими кожу змеи – отсюда и название). На самом деле, змеевик не содержит никакого яда.

Здесь меняли на каменья-
Кто рубаху, кто именья.
И скорбел в недоуменьи
На иконах мутный лик.

Действительно, в период развития добывающей промышленности на Урале, можно было стать несметно богатым за короткий срок, найдя, например, россыпь драгоценных камней. Но получить концессию на добычу, и развернуть производство - было делом недешевым. Некоторые предприниматели продавали все, что имели, лишь бы заняться прибыльным промыслом. Многие разорялись – в первую очередь, из-за монополии Демидовых в регионе.

Мчали время злые кони.
Лик истерся на иконе.
А царица на балконе
Бельма пялила в алмаз.

На каком балконе и какая царица пялила бельма в алмаз – мне узнать не удалось. Впрочем, можно с достаточной долей уверенности утверждать, что любая царица хоть один раз сидела на каком-нибудь балконе и примеряла там брюлики.

Наживались лиходеи,
А убогие глядели,
Как в года текли недели
И домчалися до нас.
Зря остроги и темницы
Душу тешили царице -
Все текло через границы
За бесценок, задарма.
И теперь в пустом музее
Ходят, смотрят ротозеи
На пищали и фузеи,
Да на брошки из дерьма.

 

Тут не поспоришь. Уплывало за границы империи многое. Последняя строфа: вероятно, имеется в виду народная легенда, что в советских музеях настоящих раритетов давным-давно нет, они все были проданы большевиками, после революции, за границу; поэтому, мол, в выставочных экспозициях сплошь муляжи да подделки. Легенда основана на событиях первых лет Советской власти; позже вывоз предметов старины был сокращен, а потом и вовсе прекращен. Фузея – польское обрусевшее наименование гладкоствольного ружья в XVIII веке (аналог мушкета); пищаль – русская гладкоствольная пушка XIV-XVI веков.

Город древний, город славный!
Бьют часы на башне главной.
Стрелки круг очертят плавный
И двенадцать раз пробьют.

 

Упомянутая в песне «главная башня» - это надстройка над зданием мэрии города. Башня была возведена над зданием Городского совета в 1954, и стала одной из городских достопримечательностей. Ниже часов-курантов до сих пор располагается барельеф гос. герба РСФСР;  увенчана башня красной звездой в обрамлении колосьев

Мы металл и камень плавим,
Мы себя и город славим,
Но про то, что мы оставим
Пусть другие пропоют...

Завершается песня несколько пафосной строфой. Судя по тому, кстати, что до сих пор Новиков исполняет в концертах эту песню в неизменном виде – «другим» пока пропеть особо нечего…

Источник ➝

Популярное

))}
Loading...
наверх